Что такое ринолалия и как лечить заболевание?

Статья проверена

Ирада Гусейнова

Главный редактор портала

Ринолалия – это нарушение артикуляции, которое возникает из-за неправильного строения и функционирования речевого аппарата. При таком отклонении грубо искажаются произносимые звуки: в частности, гласные и согласные приобретают носовое звучание. Расстройство может иметь как врожденный, так и приобретенный характер.

Общая характеристика, этиология

Ребенок с речевой проблемойРинолалия характеризуется искажением звукопроизношения и тембра голоса. Такая патология встречается достаточно редко – из 1000 детей у одного или двоих.

Специалисты отмечают, что нарушение данного рода необходимо отличать от ринофонии – состояния, при котором нарушается исключительно тембр голоса, то есть происходит его назализация, а артикуляция не отличается от нормальной.

В случае ринолалии наблюдаются назализация гласных и согласных звуков, вторичные нарушения как фонематических процессов, так и письменной речи, недоразвитие лексико-грамматических аспектов речи. Также для данного отклонения характерны невыразительная, невнятная речь, позднее произношение первых звуков и слов.

Нарушение может иметь врожденный или приобретенный характер.

Врожденная

Врожденная ринолалия обусловлена такими факторами:

  • наличие расщелины твердого или мягкого неба (так называемая волчья пасть);
  • расщепление отростка верхней челюсти и верхней губы, больше известное как «заячья губа»;
  • укорочение мягкого неба;
  • отсутствие или раздвоение язычка.

Патологическое изменение структур речевого аппарата может произойти на этапе формирования и развития плода в том случае, если беременная перенесла на ранних сроках такие заболевания, как грипп, токсоплазмоз, краснуха. Также опасность представляют контактирование беременной с ядовитыми и химическими веществами, курение, употребление наркотиков и спиртного, частые стрессы.

Важную роль играет и наследственный фактор: риск развития патологий в строении речевого аппарата повышается, если один из родителей имеет асимметрию крыльев носа, расщелину неба или губы, несимметричные кончика носа.

Приобретенная

Приобретенная форма ринолалии является результатом таких причин, как:

  • рубцовые изменения неба;
  • парезы и параличи мягкого неба;
  • развитие опухолей, которые сдавливают языкоглоточный или блуждающий нерв;
  • операция по удалению аденоидов;
  • искривление носовой перегородки в результате травм или оперативных вмешательств;
  • злокачественные опухоли в полости носа;
  • разрастание тканей слизистой оболочки носа.

Дефект также может возникать при неврологических отклонениях, а также в том случае, если ребенок копирует гнусавую речь.

Классификация

В зависимости от критерия классификации различают несколько форм ринолалии.

По критерию механизма развития нарушения различают следующие его формы:

  • открытая. Для такой разновидности патологии характерно наличие постоянного открытого сообщения между ротовой и носовой полостями, из-за чего воздух одновременно проходит и через нос, и через рот во время речи. Эта форма нарушения наблюдается чаще всего;
  • закрытая. В этом случае ринолалия возникает как результат невозможности выхода воздушной струи через нос, что обусловлено наличием препятствия;
  • смешанная. О смешанной ринолалии говорят в том случае, если сочетаются факторы открытого и закрытого характера, то есть при непроходимости носовых ходов и недостаточности небно-глоточного кольца.

Классификация ринолалии

В зависимости от характера, различают органическую и функциональную ринолалию.

Первый тип связан с анатомическими нарушениями в носовой полости, которые создают условия непроходимости. Препятствия в данном случае устраняются хирургическим путем, благодаря чему произношение звуков и речь становятся полноценными.

Функциональная ринолалия возникает при гиперфункции мягкого неба, что обычно наблюдается при расстройствах невротического характера. Нарушения подобного рода корректируют специалисты логопед и невролог.

Еще один подход, по которому классифицируют ринолалию, - причина. Выделяют такие виды отклонения:

  • передняя ринолалия. Эта форма чаще развивается на фоне разрастания аденоидов, которые перекрывают хоаны и нарушают дыхательный процесс, ухудшая артикуляцию;
  • задняя. В этом случае ринолалия возникает по причине хронического ринита, развития полипов, искривления носовой перегородки.

В зависимости от разновидности нарушения, наблюдается разная клиническая картина.

Проявления

Симптомами нарушения артикуляции, вызванной дефектами структур речевого аппарата и имеющей открытый характер, являются:

  • Кормление грудьювытекание молока через нос в процессе кормления ребенка;
  • недостаток веса;
  • заложенность носа;
  • частые бронхиты, отиты, предрасположенность к пневмонии, гаймориту;
  • отсутствие модулированного лепета в долингвистический период;
  • беззвучная или очень тихая артикуляция звуков;
  • запоздалое речевое развитие. Обычно ребенок с открытой ринолалией произносит первые слова после двух лет;
  • выраженный речевой дефект: все звуки склоняются к назальному оттенку и практически не различаются между собой;
  • тихий, глухой голос.

Дети, которые страдают от открытой формы указанного дефекта, стремятся произносить звуки более внятно, что приводит в особую активность мимическую мускулатуру. Таким образом получаются гримасы, что усугубляет речевой дефект и в еще большей степени портит впечатление от речи.

Из-за гнусавого голоса дети становятся стеснительными, замкнутыми, боятся находиться в обществе по причине своего речевого дефекта.

Из-за неточной артикуляции у детей нарушается и слуховая дифференциация, поэтому у них возникают проблемы с письменной речью.

При закрытой ринолалии наблюдаются такие проявления:

  • изменение голосового тембра;
  • неестественность голоса;
  • потребность в постоянном вдыхании воздуха через рот;
  • нарушения в произношении носовых звуков («м», «н», их замена на «б», «д»);
  • склонность к частым простудным болезням;
  • развитие астенического синдрома.

Если ребенок говорит в нос и имеет проблемы с произношением звуков, необходимо срочно посетить специалиста для выявления причины такого явления. Для начала стоит обратиться к логопеду и ЛОР-врачу.

Способы диагностики

Если у ребенка после насморка не проходит гнусавость и нарушена артикуляция, то может потребоваться комплексная диагностика с привлечением таких специалистов, как отоларинголог, логопед, дефектолог, психолог, ортодонт, невролог.

Первичная диагностика предусматривает следующее:

  • изучение анамнеза;
  • проведение физикального осмотра, особое внимание при этом уделяют горлу;
  • оценка носового и фонационного дыхания;
  • определение состояния чтения и письма у детей, начиная с младшего школьного возраста.

Иногда установить этиологию отклонения сложно, поэтому проводят дополнительные диагностические мероприятия: риноскопию, рентгенографию носоглотки, фарингоскопию, электромиографию.

Для диагностики открытой ринолалии особую информативность несет методика Гутцмана – мероприятие, в ходе которого пациент поочередно произносит гласные звуки, а специалист при этом поочередно открывает и закрывает носовые ходы.

Подходы к лечению

Логопедический массаж ребенкуСпособы коррекции ринолалии в каждом конкретном случае подбираются отдельно, в зависимости от причины и степени выраженности дефекта.

Если присутствуют анатомические аномалии, проводят операции для их исправления. При таком отклонении может потребоваться:

  • аденотомия, операция по удалению аденоидов;
  • иссечение полипозных новообразований в полости носа;
  • коррекция дефектов строения лицевого скелета;
  • удаление новообразований в области глотки.

Важное значение для лечения ринолалии имеет лечебная гимнастика, целью которой является активизация кончика языка. Специальные артикуляционные упражнения полезны также для губ и щек. Нужно делать следующее:

  • приоткрыть рот, язык попеременно поднимать к носу и опускать к подбородку;
  • выдвинуть язык как можно дальше, проделать им несколько колебательных движений от одного уголка рта к другому;
  • медленно высовывать язык изо рта и таким же образом задвигать его обратно;
  • изнутри надавливать языком поочередно на одну и другую щеки.

Также следует выполнять массаж, который основывается на принципе активизации мягкого неба. Он включает такие приемы:

  • поглаживание и мягкое растирание слизистой на стыке твердого и мягкого неба. Делать это нужно указательным пальцем, предварительно обработанным спиртом или другим антисептическим средством;
  • точечное надавливание на область мягкого неба, которая находится рядом с твердым небом;
  • выполнение зигзагообразных движений по границе мягкого и твердого неба.

Комаровский подчеркивает, что родителям необходимо как можно раньше начать думать о том, как развить речь ребенка от гнусавости. Для улучшения качества речи рекомендуется имитировать зевание и покашливания при широко открытом рте, энергичное произношение гласных звуков с выраженной артикуляцией (округление губ, вытягивание их вперед).

Прогноз и профилактика

При своевременно начатой терапии прогноз при ринолалии носит благоприятный характер. Корректировать этот дефект нужно долго и старательно, но результат будет достигнут. Эффективность во многом зависит от полноты объема хирургического вмешательства (при необходимости), а также раннего начала работы с логопедом.

Основная профилактическая мера – предупреждение и раннее устранение анатомических дефектов, коррекция функциональных расстройств речевого аппарата.

В период беременности женщине необходимо избегать провоцирующих факторов, которые могут стать причиной ринолалии у будущего ребенка.

Ринолалия – нарушение артикуляции, которое может сказаться на навыках письма ребенка, его словарном запасе и возможности верно изъясняться, а также на психоэмоциональном состоянии. Такой дефект успешно корректируется, главное – как можно быстрее начать процесс лечения.

Источники: medscape.com, health.harvard.edu, medicalnewstoday.com.